Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Организация образовательной деятельности детей в ходе логопедической работы

Организация образовательной деятельности детей в ходе логопедической работы осуществляется в двух основных моделях:

  • Совместная деятельность взрослого и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Основными формами совместной деятельности  взрослого и детей в условиях логопункта являются индивидуальная и подгрупповая деятельность.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю. 

Основная цель  индивидуальной деятельности - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Подгрупповая деятельность направлена на формирование навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Число детей в подгруппе от 2 до 4 человек. Состав детей в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий составляет:  с детьми 6-го года жизни 20-25 минут; с детьми 7-го года жизни -  25-30 минут.

           

Коррекционно-образовательная работа осуществляется в различных видах детской деятельности:

  • игровая;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

В своей работе применяю наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами: 

  • методпроблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
  • эвристический метод (частично-поисковый)– проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
  • исследовательский метод- составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
  • методымотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
  • информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организациядействий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
  • репродуктивный метод- создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

Средства (дидактические материалы; наглядные; технические)

  • упражнения (артикуляционная, пальчиковая, общая гимнастика);
  • карты-схемы, мнемотаблицы;
  • картотеки игр на развитие лексико-грамматического строя, связной речи и пр.;
  • художественное слово (стихи, считалки, загадки, пословицы, поговорки);
  • мультимедийные презентации, печатные (журналы, методическая литература);
  • демонстрационные и раздаточные материалы;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные средства.

Современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие (технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии);
  • развивающего обучения;
  • информационно-коммуникативные;
  • игровые;
  • проблемно – поисковые (ТРИЗ, развитие творческого воображения, детское экспериментирование);
  • личностно – ориентированная (технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка, гуманно – личностная технология, технология сотрудничества);
  • дифференцированного обучения;
  • интегрированного обучения.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie