Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Организация образовательной деятельности детей в ходе логопедической работы
Организация образовательной деятельности детей в ходе логопедической работы осуществляется в двух основных моделях:
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
Основными формами совместной деятельности взрослого и детей в условиях логопункта являются индивидуальная и подгрупповая деятельность.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФНР и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальной деятельности - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. Логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Подгрупповая деятельность направлена на формирование навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Число детей в подгруппе от 2 до 4 человек. Состав детей в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка.
Задачи и содержание подгрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий составляет: с детьми 6-го года жизни 20-25 минут; с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут.
Коррекционно-образовательная работа осуществляется в различных видах детской деятельности:
- игровая;
- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
В своей работе применяю наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами:
- методпроблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый)– проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- исследовательский метод- составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
- методымотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организациядействий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
- репродуктивный метод- создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
Средства (дидактические материалы; наглядные; технические)
- упражнения (артикуляционная, пальчиковая, общая гимнастика);
- карты-схемы, мнемотаблицы;
- картотеки игр на развитие лексико-грамматического строя, связной речи и пр.;
- художественное слово (стихи, считалки, загадки, пословицы, поговорки);
- мультимедийные презентации, печатные (журналы, методическая литература);
- демонстрационные и раздаточные материалы;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные средства.
Современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие (технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии);
- развивающего обучения;
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- проблемно – поисковые (ТРИЗ, развитие творческого воображения, детское экспериментирование);
- личностно – ориентированная (технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка, гуманно – личностная технология, технология сотрудничества);
- дифференцированного обучения;
- интегрированного обучения.