Методы, формы организации детской деятельности, средства
Методы передачи сведений и информации, знаний
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы в МАДОУ ясли-сад «Подснежник» используются следующие методы:
Методы передачи сведений и информации, знаний
Словесные методы: Рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой.
Основным средством выступает устное или печатное слово:
- Фольклор (песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины, поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);
Методы практического обучения:
- Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);
- Приучение;
- Технические и творческие действия
Основные средства:
скороговорки, стихотворения, музыкально-ритмические движения, этюды, драматизации, дидактические игры, музыкально-дидактические и подвижные игры, различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия:
- Побуждение к самостоятельному творчеству (сочинительству, описанию, словотворчеству, продуктивной деятельности, художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);
- Побуждение к сопереживанию;
- Культурный пример;
- Драматизация.
Средства:
- Разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие);
- Личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
- Эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров).
Методы проблемного обучения:
- Проблемная ситуация;
- Познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
- Диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
- Метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);
- Экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
- Прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций);
- Метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме).
Средства проблемного обучения:
Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различное оборудование для экспериментирования (компас, магниты, песочные часы, колбы, и т.д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности:
- Игровые и воображаемые ситуации;
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
- Игры-драматизации;
- Сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
- Элементы творчества и новизны.
Средства поддержки эмоциональной активности:
картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, шаблоны, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания дошкольников.
Формы организации деятельности детей:
- Основной формой организации деятельности детей является игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры, подвижные, дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие, игры с правилами, спортивные).
- Занятие может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
Фронтальная форма – это работа педагога со всей группой детей, строгое выполнение расписания занятий, единое содержание. Достоинством формы является – четкая организованная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения.
Групповая (подгрупповая, коллективная) - группа делится на подгруппы. Основанием для комплектации служит: личная симпатия, общность интересов, но не уровень развития.
Индивидуальная – позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат, создает эмоциональный дискомфорт, ограничение сотрудничества с другими детьми.
Занятия – (традиционные, интегрированные, тематические, комплексные,), игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование, экскурсия, праздники и развлечения.
Нестандартные формы проведения занятий: образовательные события, занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-викторины, конкурсы, квест-игра. Для организации деятельности воспитанников используется информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса – совокупность технологических средств, коммуникационных технологий: компьютер, проекторы, мольберты, ноутбуки, мультимедиа установки и т.д.
- Наблюдения, опыты, экспериментирование
- Беседы
- Целевые прогулки, экскурсии
- Поручения, дежурства
- Трудовая деятельность
- Праздники, развлечения, досуги
- Чтение
- Коллекционирование
- Самостоятельная и совместная с воспитателем деятельность
- Проектная деятельность
- Конкурсы, выставки
- Соревнования
- Утренний и вечерний круг
- Культурные детские практики