Методы, формы организации детской деятельности, средства
Организация образовательной деятельности детей
Организация образовательной деятельности детей в группе осуществляется в двух основных моделях:
- Совместная деятельность взрослого и детей;
- Самостоятельная деятельность детей.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Формы:
- ООД; фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.
- Игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры, подвижные, дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие, игры с правилами, спортивные);
- Наблюдения, опыты, экспериментирование;
- Беседы;
- Целевые прогулки, экскурсии;
- Поручения, дежурства;
- Трудовая деятельность;
- Праздники, развлечения, досуги;
- Чтение;
- Самостоятельная и совместная с воспитателем деятельность;
- Проектная деятельность;
- Конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Утренний и вечерний круг;
- Культурные детские практики.
Методы:
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации;
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;
- интегрированный метод. Он помогает развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности;
- обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
- метод «проектов» ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организациядействий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение).
Средства: дидактические материалы; наглядные; технические средства обучения. Применяю такие средства как: упражнения, карты-схемы, картотеки игр, картотеки презентаций, картотеки к занятиям.
- слайды, мультфильмы; мультимедийные презентации, печатные (журналы, методическая литература);
- демонстрационные и раздаточные материалы;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Современные образовательные технологии:
- технологии предметно – развивающей среды».
- технология исследовательской деятельности;
- технология деятельностного подхода;
- технология Дьениша, Кюизенера;
- интегрированного обучения;
- дифференцированного обучения;
- личностно – ориентированная (технологии, направленные на разностороннее и творческое развитие ребенка, гуманно – личностная технология, технология сотрудничества);
- проблемно – поисковые (ТРИЗ, развитие творческого воображения, детское экспериментирование);
- игровые (режиссерские игры, сюжетно – ролевые, дидактические, технология имитационного моделирования);
- информационно-коммуникативные;
- экспериментирование с объектами живой и не живой природы;
- развивающего обучения;
- здоровьесберегающие (технология сохранения и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии).