Система оценивания образовательных достижений
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на ее основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта;
Мониторинг реализуется по двум направлениям:
1. Работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения:
- обследование детей по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители и т.д.);
- фронтальное логопедическое обследование детей старшего возраста (с 15 по 30 апреля). Главная цель - выявление детей с нарушениями речи. Это необходимо для составления предварительного списка детей, для зачисления в логопедический пункт в следующем учебном году.
2. Работа с детьми, зачисленными на логопункт – мониторинг речи детей, посещающих логопункт. Проводится с целью выявления динамики речевого развития. По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся на логопункте.
Задачи обследования:
1. Выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи.
2. Зачислить детей на логопункт с учетом выявленных нарушений.
3. Провести качественный анализ особенностей речевого развития.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты.
- Фонематическое восприятие
- Артикуляционная моторика
- Звукопроизношение
- Сформированность звукослоговой структуры
- Навыки языкового анализа
- Активный словарь
- Грамматический строй речи
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста О.Б. Иншаковой, Н.В. Нищевой, элементы методики Т.А. Фотековой.
Приемы диагностического изучения:
- сбор анамнестических данных;
- индивидуальные беседы с родителями;
- наблюдение за детьми во время НОД, режимных моментов, в игровой деятельности;
- беседа с детьми;
- беседа с воспитателями;
В начале учебного года с 01 по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей подготовительных и старших групп.
Первичное (фронтальное) обследование речи детей проводится совместно с воспитателем, в привычной для детей обстановке. Воспитатель во время обследования руководит разнообразной самостоятельной деятельностью детей и дает логопеду данные о некоторых особенностях речи, общего развития, поведения, состояния здоровья ребенка и т. д. Данные первичного обследования фиксируются в журнале состояния речевого развития детей.
После первичного (фронтального) обследования в группах учитель-логопед отбирает детей, нуждающихся в логопедических занятиях, и обследует их вторично, более тщательно и углубленно. Зачисление детей на логопедический пункт происходит по решению ППк.
Результаты логопедического мониторинга заносятся в Диагностическую карту.
По результатам мониторинга учитель – логопед определяет уровень речевого развития
Инструментарий диагностики уровня речевого развития детей зачисленных в логопункт.
Для качественного анализа особенностей развития речи детей зачисленных в логопункт заполняются Речевые карты.
По результатам входящей диагностики составляются Индивидуальные планы коррекционно-логопедической работы для детей, зачисленных на логопункт
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования. Для отслеживания динамики речевого развития и результатов логопедической работы был разработан Лист динамического наблюдения
Динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка отмечается в Экране звукопроизношения.